Последнии комментарии

  • "Телекинез" Левашова, или как распознать шарлатана

    Тот Самый Тот Самый 20.08.2022 20:33
    Разве удивительно, что буквально каждый последователь покойного Левашова ничего кроме сквернословия и поливания нечистотами оппонента не в силах сказать/написать?! Два плюс два сложить не могут, куда уж ...

    Подробнее...

     
  • "Телекинез" Левашова, или как распознать шарлатана

    Павел Павел 08.08.2022 19:32
    Да, Чувак, устроил ты мировое нагибалово из подручных средств: Ракурса камеры и наклона стола, что стакан с горки катится, а выделылываешься, как будто изобрёл развод века! Я не пойму, тебе какой выхлоп ...

    Подробнее...

     
  • "Телекинез" Левашова, или как распознать шарлатана

    Тот Самый Тот Самый 07.06.2022 17:59
    Комментатор, а ты лох ) один из тех, кого разводят такие вот шарлатаны. Конструктивно тоже ничего сказать не в состоянии по материалу? Остаётся только фекалиями кидаться? Ну, да от адептов Левагона ...

    Подробнее...

     
  • "Телекинез" Левашова, или как распознать шарлатана

    Vitaytas Vitaytas 05.06.2022 21:44
    Автор ты чорт,самый настоящий!И слуга паразитов.Много людей просыпается на знаниях Левашовых,и вам это не остановить)Понимаете вы это или нет.

    Подробнее...

     
  • "Телекинез" Левашова, или как распознать шарлатана

    Тот Самый Тот Самый 26.01.2022 18:25
    С чего Вы решили, что я лгу? Что именно лживого я написал? Если Вы в состоянии говорить конструктивно и выражать свои эмоции аргументированно («вот это вот враньё, на самом деле было так»), тогда ...

    Подробнее...

Люди склонные верить в мистическое происхождение хрустальных черепов утверждают, что подобные артефакты невозможно было изготовить в те времена, когда они были найдены. А то и вовсе заявляют, что и по сей день подобное изготовить невозможно. И если в Первой Части статьи я писал об истории происхождения Черепа Судьбы, то сейчас поговорим об исследованиях.

 

Начнём опять же с черепа из Лубаантуна (Митчелла-Хеджеса)

Первое исследование черепа произошло в начале 70х годов, компанией Hewlett-Packard. Воздыхатели наперебой рассказывают, что сотрудники HP исследовали череп и выдали заключение, что никаких следов от обработки инструментов на нём не обнаружено, да и вообще, изготовить такой артефакт невозможно.

Первым делом я стал искать официальные отчёты компании HP о данном исследовании. Всё, что мне удалось найти, это официальный журнал компании Hewlett-Packard от 1971г.

 

Hewlett Packard Measure 1971 1 

В этом выпуске имеется статья на интересующую нас тему. В этой статье говорится о том, что сотрудники HP установили, что череп, вместе с нижней челюстью состоит из, некогда, цельного куска хрусталя. Так же сказано, что череп был рассмотрен в поляризационном свете (чтобы это не означало). Ни о каких найденных, или не найденных следах механической обработки в статье не сказано.

Hewlett Packard Measure 1971 2

Тогда откуда ползут эти слухи об отсутствии следов обработки? Я так и не смог найти никаких подтверждений. Если кому-то это удастся, поделитесь информацией. Мне попадались абсолютно везде одни и те же шаблонные фразы (причём на разных языках, но один в один), вроде этой:

И еще одна загадка, подтвержденная технологами "Хьюлетт-Паккард": на черепе и в самом деле не обнаружено ни малейших следов механической обработки – даже микроскопических царапин от полировки. Чтобы так отполировать этот чрезвычайно твердый материал, считают эксперты, нужны сотни лет!

Или вот этой:


Вот что по этому поводу сказал один из лучших экспертов "Хьюлетт-Паккард" инженер Л. Барре: "Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков... Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп – они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения кристалл может расколоться на куски, поэтому его нельзя резать – он просто расколется. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату".

Никаких подтверждений о высказываниях «лучшего эксперта» я также не смог найти.

 

1. Череп Судьбы под микроскопом

Стоит отметить, что Анна Митчелл-Хеджес больше никогда не отдавала череп на экспертизы. А следующее исследование состоялось лишь после её смерти. Нынешний хранитель черепа, Билл Хоманн (муж покойной Анны), предоставил артефакт в Смитсоновский музей естественной истории для изучения. Сотрудник музея, антрополог Джейн Макларен Уолш (Jane MacLaren Walsh) изучала череп на предмет сходства с черепом, хранящимся в Британском музее.

 

Jane MacLaren Walsh 1

 

Данным сравнением занимались ещё в 1936г., об этом я писал в первой части данной статьи. Джейн Уолш также пришла к выводу, что один из этих двух черепов был копией другого. Правда в отличие от Адриана Дигби (журнал Man, 1936г.), Джейн Уолш смогла найти следы от инструмента на «черепе Судьбы». Для этого она с помощью силиконовой пасты сняла слепки с ноздрей, с жевательной поверхности зуба нижней челюсти и с самой нижней челюсти. Полученные слепки были помещены в растровый электронный микроскоп, и об этом давайте подробнее поговорим.

 

Jane MacLaren Walsh 2

Сравнивая образцы, изготовленные в доколумбовый период, найденные при контролируемых археологических раскопках в Мексике и Центральной Америке со слепками «черепа Судьбы», наблюдается колоссальная разница в технологиях. Следы от режущей кромки инструмента оставленные в доколумбовый период выглядят грубо, с небольшим закручиванием. А следы от инструмента на исследуемом объекте идеально прямые и параллельные. Острота разреза и точность абразивных линий указывают на использование жёсткого металлического инструмента с очень твёрдым абразивом (алмаза). Сравните сами.

 

sledy dokolumbovoj obrabotki

На фотографии сверху представлен образец следов типичной доколумбовой обработки.

 

cherep sud'by parallel'nye razrezy

На данной фотографии продемонстрированы параллельные разрезы, сделанные современной вращающейся пилой с алмазным покрытием.

 

Перейдём непосредственно к фотографиям слепков, сделанных с черепа Митчелла-Хеджеса.

 

cherep sud'by sledy instrumentov

На первом фото видны следы от использования различных инструментов, оставленные при создании верхних зубов черепа. Гладкие участки были отполированы, но в областях вырезов есть четкие параллельные линии. Имеются признаки использования вращающихся режущих инструментов.

 

cherep sud'by sledy instrumentov 2

На втором фото показаны следы вращающихся режущих инструментов, они видны на двух прорезанных линиях на зубах нижней челюсти.

 

cherep sud'by sledy instrumentov 3

 На данном фото показан увеличенный участок с предыдущей фотографии.

 

cherep sud'by sledy instrumentov 4

На этой фотографии запечатлён нижний зуб с рядом небольших надрезов, оставленных колесом при создании неровной верхней жевательной поверхности зуба. Верхние зубы вырезаны аналогичным образом, но их жевательная поверхность показывает значительно меньше деталей.

 

cherep sud'by sledy polirovki

На данном фото мы видим параллельные бороздки от полировки кварца, которые согласуются с колесным полированием, и аналогичны бороздкам на черепе, выставленном в Британском музее (об этом чуть позже). Данные следы указывают на использование высокоскоростного вращающегося полировального инструмента.

 

Резюмируем. Микрофотографии силиконовых форм черепа Митчелла-Хеджес показали следы от высокоскоростных режущих инструментов и глубоко прорезанные параллельные выступы, оставленные алмазным абразивом по всему черепу. Некоторые следы указывают на использование в обработке режущих инструментов толщиной менее одного миллиметра, это значит, что инструменты должны были быть изготовлены из стали, а также на использование колесных инструментов меньше миллиметра в диаметре. Под большим увеличением, полированные области показывают параллельные линии с регулярным рисунком, что указывает на использование высокоскоростного инструмента для полировки.

Известно так же, что хрустальные черепа изготавливают и по сей день. Одним из прекрасных примеров, изделие чешского мастера Ярослава Дейва Шлехты, изготовленное в 1984 году. В 2012 году Шлехта передал череп Музею рекордов и курьезов города Пелгржимова. Но, не будем сильно зацикливаться на «черепе Судьбы» и перейдём к другим артефактам.

 

hrustal'nyj cherep shlekhta

На фото Ярослав Дейв Шлехта со своей поделкой.

 

2. Череп из Британского музея и Смитсоновский череп

В 1996 году Британский историко-археологический музей, Смитсоновский институт и Кингстонский университет создали совместную программу по исследованию подлинности найденных артефактов. Основные усилия были направлены на установление происхождения экспонатов, хранящихся в двух национальных музеях. Группа исследователей сравнила два больших черепа (из Смитсоновского института и Британского Музея) с некоторыми другими объектами, выполненными из горного хрусталя, из хорошо документированных раскопок в Мехико и штате Оахака. Исследователи задались целью ответить на следующие вопросы:

  • Каким способом изготовлены черепа?
  • Какого происхождение больших кусков кварца?
  • Что известно о ранней истории данных артефактов?

 

Технология резьбы хрустальных черепов

Подход, разработанный в Британском музее для изучения методов резьбы был применён для изучения черепов. Это дало возможность использовать оборудование и методики, которые способны обнаружить мельчайшие следы от режущего инструмента, сохранившиеся на артефактах.
Слабые следы, оставленные инструментом на отполированной поверхности черепа из Британского музея и на матовой поверхности Смитсоновского черепа были исследованы под электронным микроскопом (SEM). Методика аналогична той, что применялась при изучении черепа Судьбы, с использованием силиконовых слепков.

Следы от инструмента на черепах были сопоставлены со следами инструмента на артефактах, чьё происхождение не вызывало сомнений. Регулярные следы, обнаруженные на исследуемых черепах показали, что они были изготовлены в основном инструментом с поворотными колёсами в сочетании с очень жёстким абразивом. Давайте рассмотрим снимки, сделанные электронным микроскопом.

 

hrustal'nyj cherep britanskij muzej

На первом снимке стрелкой показано место, откуда взят слепок, с которого был сделан следующий снимок электронным микроскопом.

 

hrustal'nyj cherep sledy instrumenta

На снимке показан увеличенный участок слепка пресс-формы, взятой с зубов черепа из Британского музея. Идущая через всю челюсть криволинейная прорезь, имитирующая смыкание верхней и нижней челюстей, указывает на то, что перед полировкой эта узкая прорезь прорезалась с помощью колесного инструмента. Сами же зубы обрабатывались в два этапа: кривая вдоль узкой прорези показывает, что после полировки режущее колесо использовалось снова, чтобы подчеркнуть и усилить существующие мелкие черты в черепе.

 hrustal'nyj cherep sledy instrumenta 2

Регулярные следы от инструмента, наблюдаемые на следующем снимке, однозначно говорят о том, что оба черепа подвергались интенсивной обработке вращающимися колёсами с твёрдым абразивом. Следы, оставленные инструментом на черепах сильно отличаются от следов инструмента на доколумбийских артефактах, которые были вырезаны с помощью ручных инструментов. Сравните сами со снимком ниже.

hrustal'nyj cherep sledy instrumenta 3


Ротационные режущие диски не могли попасть в Мексику раньше испанского завоевания в 1521 году. А значит, черепа не могут принадлежать ацтекам. На более точную дату изготовления Смитсоновского черепа указывают найденные вкрапления, оставшиеся на поверхности черепа. Рентгеноструктурный анализ показал, что эти вкрапления являются синтетическим абразивом ХХ века, известным как карборунд (карбид кремния). Очевидно, что поверхности Смитсоновского черепа обрабатывались дисками из карбида кремния, которые впервые начали использоваться в каменных мастерских в середине ХХ века. Стало быть, Смитсоновский череп, был изготовлен незадолго до его покупки в Мехико в 1960 году. Месторождения белого кварца известны как в Мексике, так и в США.

 

Для установления геологического источника происхождения большого прозрачного кристалла кварца, из которого был изготовлен череп из Британского музея, были исследованы многочисленные твёрдые и жидкие включения в этом кристалле (снимок ниже).

hrustal'nyj cherep zhidkie vklyucheniya

Поскольку кварц кристаллизуется из жидкого состояния, то фрагменты окружающих минералов и горных пород невольно оказываются внутри застывшего кристалла (как мухи в янтаре). В результате консервации, все эти фрагменты своим составом и характеристиками создают уникальный отпечаток геологической среды, который может указать на источник месторождения кварца. При большом увеличении видно, что в каждом из жидких включений по мере охлаждения кварца образуется округлый пузырь пара. Более или менее постоянная доля жидкости во включениях по всей поверхности изделия и прочие характеристики дают понять, что образование кварца проходило в среде с мезотермической умеренной температурой.

Твердые включения вблизи основания черепа состоят из мелких зелёных кристаллов и иногда имеют характерные плоские части в червеобразных стеках, как показано на снимке ниже. С помощью комбинационной спектроскопии выяснилось, что зелёные включения являются хлоритом, богатым железом. Эти минералы встречаются в мезотермических метаморфических нефритосодержащих средах. Источники этого типа не найдены в Мексике и не оставили следы в древней мексиканской торговле.

hrustal'nyj cherep tvyordye vklyucheniya

Кроме того, червячная форма хлоритных включений в черепе Британского музея типична для горного хрусталя из Бразилии и Мадагаскара. Известные бразильские источники кварца были впервые использованы немецкими поселенцами в 1930-х годах, их же отправляли в Германию для обработки. Кристаллы кварца из Мадагаскара были впервые импортированы французами в конце XVIII века, как для использования в их мастерских, так и для распространения в Европе. Однако, маловероятно, что крупные кристаллы кварца, подходящие для черепа из Британского музея, были доступны до последних десятилетий XIX века.

 

Ранняя история черепа из Британского музея

Череп был изготовлен во второй половине XIX века в Европе, что подтверждается историческими фактами. Эти факты указывают на то, что изготовленный череп был приобретён французским торговцем антиквариатом Эженом Бобаном, в период с 1878 по 1881 год, когда Бобан находился в Париже. Не сумев продать череп в Париже, Бобан предложил его в Национальный музей Мексики в 1885 году. Музей отверг это предложение, рассмотрев в черепе современную европейскую подделку, а Бобан был осуждён за мошенничество. Тем не менее в следующем году Бобан продал хрустальный череп нью-йоркским ювелирам Тиффани и Ко, у которых Британский музей и приобрёл данный череп позже.

Результаты исследований были опубликованы в Journal of Archaeological Science: ‘The origin of two purportedly pre-Columbian Mexican crystal skulls’, Journal of Archaeological Science (2008) by M. Sax, J.M. Walsh, I.C. Freestone, A.H. Rankin and N.D. Meeks.

 

На этом я оканчиваю своё повествование о хрустальных черепах и их происхождении. Считаю, что тема себя исчерпала, а изложенные мною факты ставят крест на любых разговорах о сверхъестественном и мистическом происхождении подобных артефактов. Как мы убедились, все эти изделия были изготовлены сравнительно недавно, и ничего необычного в них нет, даже на грамм.


А что обо всём этом думаете лично вы? Пишите, не стесняйтесь.

 

separator 01

 

Приглашаю Всех к ОБСУЖДЕНИЮ изложенных мною фактов и домыслов на нашем форуме.

 

Список используемых источников:

  1. Archaeology Magazine. Under the MicroscopeUnder the Microscope.
  2. Study of two large crystal skulls in the collections of the British Museum and the Smithsonian Institution.